Памятка родителям «О здоровом питании школьников»

Здоровое питание школьников

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросу питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Ведь правильное питание–это основа здоровья человека. Здоровое питание школьника–залог успеха в учебном году.
Пища – единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Необходимо знать, что правильное питание улучшает умственные способности ребенка, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения. Поэтому рацион питания школьника должен быть богат углеводами, жирами, белками, витаминами и микроэлементами. Каждый школьник должен получать рациональное питание, т.е сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания.
На чем основано здоровое питание учащегося в школе?
В младшем школьном возрасте недостаточное или несбалансированное питание приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Одна из важнейших составляющих пищи — белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный прием пищи (примерно через каждые 4 — 5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует ее наилучшему усвоению.

Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует предпубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками. При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма, приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты) отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов — источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты — мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, — анемия, болезни органов пищеварения, желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, эндокринной системы (тиреотоксикоз (гипотиреоз)), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).

Организация бесплатного питания

Организация бесплатного питания отдельных категорий обучающихся регламентируется:
— Федеральным законом от 29.12.2017 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Постановлением Совета министров  Республики Крым  от 09.06.2017 года       № 304 «Об утверждении Порядка обеспечения питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций» (с изм.);

— Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым 03.02.2017 № 309 «Об утверждение Порядка обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым»;

— Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 03.09.2018 года    № 3140 «О внесении изменений в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 03.02.2017 № 309 «Об утверждение Порядка обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым»;

— Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 31.01.2020 № 243 «Об установлении размера расходов на питание обучающихся льготных категорий в общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в 2020 году».

В соответствии с данными документами право на бесплатное горячее питание имеют обучающиеся следующих категорий:

— дети-сироты;

— дети, оставшиеся без попечения родителей;

— лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— дети с ограниченными возможностями здоровья;

— дети из малоимущих семей;

— дети из многодетных семей.

В 2020/2021 учебном году в муниципальном образовании городской округ Феодосия Республики Крым осуществляют питание обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии с муниципальными контрактами операторы питания, которые определены в результате конкурса:

— МУП «Школьный комбинат» (школы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 19, Коктебельская школа, Щебетовская школа);

—  ИП Базиев (школы №№ 7, 11, 12, 17, 20)).

Обеспеченность горячим питанием и буфетной продукцией составляет 100% от потребности.

Полный цикл приготовления пищи обеспечивается на пищеблоках при школах      №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, Коктебельская школа, Щебетовская школа.

Организовано привозное питание в школах №№ 3, 14, 16, 19, 20, т.к. проектами зданий образовательных организаций  не предусмотрено наличие пищеблока.

Работники пищеблоков не являются штатными работниками общеобразовательных учреждений (сотрудники операторов питания).

Контроль организации питания в образовательных организациях осуществляют утвержденные приказами по школам бракеражные комиссии. Ежедневные результаты проверок отображаются в бракеражных журналах.

На сегодняшний день нарушений в организации питания не зафиксировано.
В школах нашего муниципального образования имеется перспективное сезонное (лето – осень, зима – весна) двухнедельное меню. При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся, их возрастную категорию, предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом.
В целом, завтрак должен состоят из блюд (первое или второе) и напитка (компот, кисель, чай и соки). Допускается включение в завтрак или отдельным приемом яйцо, соки, фрукты, бутербродов со сливочным маслом или сыром.
Обед включает салат, первое или второе блюдо (основное блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром) и третье (компот, кисель, чай и соки). Также, можно несложные салаты из вареных и свежих овощей. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши, основного второго блюда (мясо, рыба или птица с гарниром), напитка (чай, сок, кисель).
Таким образом, здоровое питание является важнейшим компонентом здорового образа жизни, способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью подрастающего поколения.